2020-06-23 Российский рынок кофе в условиях коронавируса
Для актуализации информации о состоянии отрасли 17 июня 2020 года под эгидой журнала «Кофе и Чай в России» была проведена онлайн-конференция «Кофейная индустрия в новых реалиях». В конференции приняли участие ключевые эксперты кофейного рынка, которые рассказали от текущем положении дел в кофейной индустрии и поделились взглядами на возможности пересмотра своих бизнес-моделей и концепций развития с учетом происходящих драматических изменений.
По словам Рамаза Чантурия, генерального директора ассоциации «Росчайкофе», мировое потребление кофе, как и потребление кофе в России, до кризиса показывало положительную динамику. Однако ситуация, связанная с коронавирусом, кардинально повлияла на все сегменты индустрии.
“Большая часть рынков сейчас в локдауне”.
Андрей Эльсон, генеральный директор компании “Импортеры кофе КЛД”, охарактеризовал ситуацию с мировым рынком кофе как стабильно-настороженную. Он отметил, что наиболее спокойная обстановка сейчас во Вьетнаме: урожай собран несколько месяцев назад, большая его часть уже отправлена на экспорт, порт в Хошимине работает на полную мощность. Существенно отличается ситуация в Бразилии, которая только начинает входить в период сбора урожая и может испытывать сложности со сборщиками. Люди боятся пандемии, боятся пускать к себе посторонних и перемещаться по стране. И неизвестно, сможет ли Бразилия обеспечить быстрый и дружный сбор. Ситуация достаточно напряжена и в Колумбии – там был недостаточный урожай арабики, остались невыполненные обязательства, и сейчас купить колумбийскую арабику невозможно.
“Мы не ожидаем проблем с поставками кофе в Россию, но ситуация в мире сейчас стабильно настороженная…”
Что касается фрахта, то на данный момент, по мнению экспертов, есть определенные задержки в транзитных портах, однако это не создает глобальных сложностей в доставке кофе на территорию Российской Федерации, и в целом компании не ожидают проблем с поставками кофе в нашу страну. При этом текущий спрос со стороны обжарщиков замедлился в несколько раз, и отгрузки кофе снижаются, что может привести к проблемам со складскими мощностями, их перезатариванию.
Владимир Савинов, заместитель генерального директора «СФТ ТРЕЙДИНГ», отметил, что от недавнего объема поставок в сегмент HoReCa осталось 10%, условный спешиалти сегмент сократился в 4 раза, и его падение продолжится.
“Я хочу поблагодарить людей, которые способны продолжать работать с кофе в таких сложных условиях…“
Несмотря на значительное изменение курса валют, это обстоятельство на сегодняшний день несоизмеримо с теми проблемами, с которыми сталкиваются компании, утверждает Александр Малчик, генеральный директор «ПК Монтана Кофе». По его мнению, перетекания потребления кофе из формата вне дома в домашнее потребление не произошло, хотя, казалось бы, оно должно было случиться. Падение в сегменте HoReCa не компенсируется ритейлом, и сейчас общая задача рынка – восстановить потребление хорошего кофе дома.
“За 30 лет работы мы несколько раз говорили, что вот именно сейчас будет передел рынка. Но ничего серьезного не происходило. Однако сегодня ситуация уникальная…”
Итог обмена мнениями на конференции подтверждает, что кризисные явления нанесли и продолжают наносить самый большой урон сегменту HoReCa: одиночные кофейни закрылись практически полностью, сетевые стараются договориться с арендодателями о снижении арендной ставки, работают над развитием системы доставки и ищут новые каналы работы с потребителем.
Ирина Леонова, директор по развитию бизнеса сети кофеен Cofix, рассказала, что в настоящее время в их компании закрыты все 198 кофеен. «Продажи непосредственно перед карантином упали на 50%, сейчас осталась только доставка, которая приносит 8% от обычного объема продаж. Мы стараемся адаптироваться: организовали систему доставки горячих напитков, разработали и тестируем специальные сумки для горячего кофе, запустили онлайн-курсы по приготовлению кофе дома, ведем переговоры с онлайн-ретейлом».
“Средства безопасности и профилактики прочно войдут в нашу жизнь. Мы живем в другой реальности и нам нужно научиться жить по-другому…”
Татьяна Лухминская, генеральный директор Gourmet Style, уточнила, что поставки оборудования тоже сильно сократились, однако продолжается активная работа с форматами food&coffee to go в розничных сетях, которые показывают неплохие результаты. По ее мнению, этот формат способен дать значительный рост продаж кофе и после нормализации эпидемиологической ситуации.
В завершение конференции спикеры сошлись во мнении, что на рынке, скорее всего, следует ожидать передела: многие компании не смогут выжить, другие – создадут коллаборации и будут двигаться в направлении развития мультиканальности бизнеса. На данный момент делать точные прогнозы относительно развития ситуации сложно, однако важно оставаться в курсе всего происходящего и следить за актуальными событиями.